КРАЙ ЗЕМЛИ: ОАО «Ленгазспецстрой» на страже уникальной природы Ямала

16.05.2011

***

ОАО «Ленгазспецстрой» является генеральным подрядчиком строительства объекта «Линейная часть I нитка. Участок УКПГ-2 – км 28,0/0 – км 111,7» и КС-1 головной компрессорной станции «Байдарацкая» в составе строительства системы магистральных газопроводов «Бованенково-Ухта», предназначенной для обеспечения подачи газа с полуострова Ямал на Северо-Запад России и далее европейским потребителям. Общая протяженность участка линейной части составляет около 170 км. Заказчик – ЗАО «Ямалгазинвест». Инвестор – ОАО «Газпром». Срок сдачи линейной части – III кв. 2012 г.

***

«Строительство объектов газотранспортной инфраструктуры на Ямале сопровождается неизбежным вторжением в уникальный северный микроклимат полуострова, – говорит генеральный директор ОАО «Ленгазспецстрой» Лев Гринфельд. – Наша задача – построить газопровод, не нарушив природный баланс этого края. Для этого мы не просто ведем строительство вверенных нам объектов, но и совместно с правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, специализированными научно-производственными компаниями занимаемся восстановлением экосистемы тундры».

Ямальский заказник – зона особого внимания

Более 60 км системы магистральных газопроводов «Бованенково-Ухта» проходит по выделенному из Ямальского биологического заказника коридору. В ширину он составляет около 3 км и делит заказник практически пополам. На площади более 1 млн 800 га, которую занимает заказник, охраняются уникальные представители местной фауны: белый медведь, атлантический морж, гренландский и сельдяной киты, северный олень (островная популяция о. Белый), муксун (популяция реки Морды-Яха), арктический голец (проходная форма Байдарацкой губы), малый лебедь, краснозобая казарка, гусь-пискулька, краснозобая гагара.

Зимой в поисках пищи песцы подходят совсем близко к объектам

Основной «помехой» для животного мира Ямала при неправильной эксплуатации может стать автозимник – специальная дорога, которая ежегодно намораживается для доставки грузов на объекты строительства. Это единственный способ транспортировки строительной техники и материалов в зимний период. По территории заказника проходит более 100 км такой автотрассы.

«Не разливать дизтопливо, не разбрасывать мусор на трассе и прекратить все работы в тундре до прилета птиц на места гнездования – основные требования, которые мы предъявляем к строителям – говорит первый заместитель директора Департамента биоресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Юрий Климов. – Наше взаимодействие с ОАО «Ленгазспецстрой» показывает, что это не так сложно.

С января по май зимник пропускает до 500 автомобилей в сутки. Максимальная масса одного автомобиля с грузом может достигать 25 т.

С приходом весны выход в тундру становится невозможным

Рекультивация – залог сохранения ямальской тундры

Плодородный почвенный слой ямальской тундры составляет не более 2-5 см. Он полностью уничтожается в результате проведения строительных работ. Недостаток тепла в условиях Крайнего Севера замедляет микробиологическую деятельность, питательная среда для растений – гумус – естественным путем почти не образовывается, что делает территории, подвергшиеся влиянию строительства, фактически мертвыми на десятилетия. Ведь для восстановления, например, лишайника, который является основным кормом главного животного региона – оленя, требуется не менее 50 лет. Единственный способ спасти хрупкий растительный покров ямальской тундры – рекультивация, искусственное восстановление плодородного почвенного слоя.

«Рекультивация в условиях Крайнего Севера имеет свою специфику, отличную от классических способов, – рассказывает главный инженер – первый заместитель генерального директора ОАО «Ленгазспецстрой» Анвар Усманов. – Классическая технология предусматривает внесение в почву торфа с полным комплексом минеральных удобрений и других необходимых для жизни растений питательных элементов. Однако ее использование возможно только в летнее время, когда выход в тундру запрещен. Решение проблемы – торфяные биоматы. Они состоят из двух слоев специального материала «cпон-бонд», между которыми закладывается слой торфа с необходимыми питательными веществами и семенами многолетних трав. По окончании работ строители самостоятельно укрепляют эти биоматы с помощью специальных металлических стержней. Эту, пожалуй, самую современную на сегодня технологию рекультивации использует и ОАО «Ленгазспецстрой».

Северное сияние на одном из участков строительства газопровода «Бованенково-Ухта»


Возврат к списку