До Ямала и Сахалина – рукой подать?

19.09.2011

Ямал

Попасть на полуостров Ямал, где ЛГСС выполняет строительно-монтажные работы на линейной части СМГ «Бованенково-Ухта» и КС «Байдарацкая», даже обычному командировочному не так просто: на самолете до Воркуты или Салехарда, а там еще пару-тройку часов на вертолете. И не факт, что все пройдет без задержек: известно, что на Ямале 167 дней в году – нелетная погода, так что капризы ямальского климата зачастую заставляют не одни сутки ждать летной погоды. Что тут говорить про технику, стройматериалы и иные грузы?..

«Наш пионерный выход на Ямал состоялся летом 2007 года, и первое, что предстояло сделать, – обустроить жилой городок на месте будущей КС «Байдарацкая», – вспоминает первый заместитель генерального директора ОАО «Ленгазспецстрой» по производству Александр Козицкий. – Сначала облетели на вертолете территорию, ознакомились с местностью. Там, где сейчас строится КС, был с десяток заброшенных с советских времен вагончиков Арктикнефтегазстроя, а вокруг – голая тундра. На месте приняли решение вертолетами доставить все необходимые материалы, для того чтобы начать обустройство будущего городка.

Ленгазспецстроевцы на базе в Лабытнангах готовили грузы для отправки вертолетами Ми-8 на объект: упаковывали, подгоняли размеры и вес. Поскольку вертолет может поднять в воздух не более 2 тонн, в день приходилось делать 2-3 рейса. Все лето восстанавливали вагоны, столовую и другие бытовые объекты. В навигацию крупногабаритные грузы пошли по морю от порта «Архангельск» непосредственно до устья реки Яра-Яха. Тогда было вывезено более 10000 тонн стройматериалов.

Зимой начали строительство зимника, который дал возможность отправлять грузы и топливо автотранспортом. Затем началась перебазировка нашего СМУ из Уренгоя. Первую партию техники оттуда (автокраны, вахтовки и т. п.) мы отправили двумя баржами из Надыма в порт Харасавэй».

«Начало ямальской стройки было одновременно и сложным, и интересным, и где-то романтичным. Это сейчас, например, на КС «Байдарацкая», для работников созданы условия, какие есть не во всех более близких к цивилизации районах, а тогда были примусы, перловая каша, газовые баллоны», – вспоминает Дмитрий Портнов. Сегодня он возглавляет СМУ, работающее на строительстве КС «Волховская» в Ленобласти, а тогда вместе со всеми начинал освоение Ямала.

«Природа выделила нам два периода для доставки грузов на Ямал: с 20 июля до первых чисел ноября морем и с конца декабря до конца апреля – по автозимнику, – разъясняет начальник управления материально-технического снабжения и комплектации ЛГСС Зураб Хабурзания. – За период летней навигации (30-35 рейсов) и автозимника мы перевозим порядка 80000 тонн грузов, что примерно равняется 1500 ж/д вагонов. Стратегическим сырьем для ямальской стройки являются ГСМ. Из-за отсутствия других источников тепла и электричества основные поставщики энергии там – передвижные дизельные станции.

Поставка труб большого диаметра и материалов для балластировки осуществляется по эксплуатирующейся по временной схеме ж/д линии Бованенково-Ухта, протяженностью 557 км. По ней на объекты доставлено более 110 км труб. Организацию работ по перевалке грузов успешно выполняет наша база в г. Лабытнанги под руководством Александра Зайцева.

В межсезонье выход в тундру закрыт, и единственный способ добраться до объектов – вертолет, который не позволяет перевозить крупногабаритные грузы.

Так что с инфраструктурной точки зрения ямальский проект является беспрецедентным в истории нефтегазового строительства», – отмечает Зураб Хабурзания.

Дальний Восток

Работа на Дальнем Востоке, где в сентябре ЛГСС закончит строительство участка трассы ГТС «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» (СХВ), тоже не обходится без «логистических расчетов». Добраться до поселка Черный мыс можно из Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре, докуда из Москвы или Питера примерно 8 часов беспосадочного перелета. Затем поездом, либо на автомобиле.

К сожалению, дальневосточный регион практически не позволяет осуществлять закупки материалов для строительства на месте, поэтому основные поставки осуществлялись из других регионов по железной дороге до станции Селихин. Там у ЛГСС расположена база, аккумулирующая все поставки. Оттуда грузы доставляются на объекты автотранспортом – до п. Нижняя Тамбовка (120 км) и п. Циммермановка (150 км).

«Грунтовая дорога, построенная еще корейцами, 19 деревянных мостов, ограничивающих вес грузов, 4 перевала на пути, которые очень непросто преодолеть длинномерным машинам, и морозы до 40-45 градусов – это лишь часть того, через что пришлось пройти нашим дальневосточникам, – говорит Азамат Тухватуллин, руководитель проекта по строительству СХВ. – Чтобы сохранить технику, мы доставляли ее баржами и выгружали на не обустроенные причалы; помог богатый опыт навигации из Архангельска на Ямал».

Сахалин

Работы на ГТС «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» подходят к концу. Высвобожденная техника перебазируется на ямальские стройки, на объекты второй нитки газопровода «Грязовец-Выборг» или отправляется для ремонта на промышленную базу Ленгазспецстроя в п. Тайцы Ленинградской области. Значительная часть оборудования с дальневосточного объекта перебазируется на остров Сахалин. Там предприятие в качестве субгенподрядчика начало строительно-монтажные работы 139-километров газопровода «Береговой технологический комплекс (БТК) Киринского газоконденсатного месторождения (ГКС) - головная компрессорная станция «Сахалин».

«По железной дороге грузы для новой стройки по материку доставляются до морских портов Ванино и Совгавань, – рассказывает Сергей Коновалов, зам. начальника транспортно-диспетчерского отдела ЛГСС. – Далее железная дорога упирается в Татарский пролив, преодолеть который можно лишь с помощью паромной переправы. Четыре парома, вмещающих в себя по 24 вагона, курсируют через пролив до сахалинского порта Холмск. Такая переправа занимает примерно полтора суток. Неблагоприятные погодные условия иногда увеличивают время в пути до 5 дней.

На Сахалине проложена узкоколейная железная дорога, поэтому, перед тем как продолжить свой путь по острову, вагоны направляются на замену колесных пар.

Из Холмска поезда следуют до железнодорожной станции Ноглики, ближайшей к объектам будущей стройки. Это ни много ни мало еще около 700 км», – заключает Сергей Коновалов.


Возврат к списку